+7 (383) 217-48-20

г. Новосибирск, ул.Ядринцевская, 68/1, офис 305






Дело о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о месте нахождения юридического лица

 

Налоговая инспекция обратилась с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о месте нахождении общества, чьи интересы представляли специалисты Юридической компании «Город».

В обоснование своих требований инспекция приводила доводы о проведённых контрольных мероприятий, согласно которому общество по адресу, указанному в учредительных документах не находится.

По мнению налогового органа, обществом были представлены недостоверные, заведомо ложные сведения об адресе места нахождения юридического лица, что нарушает права заявителя, связанные с осуществлением налогового контроля, предусмотренные ст.ст. 21, 82, 83 Налогового кодекса РФ, в том числе по взысканию задолженности.

Юристы компании «Город» в судебном порядке доказали, что в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (далее - Закон) Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 «О некоторых вопросах применения» рекомендует судам при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества, руководствоваться статьей 54 ГК РФ и пунктом 2 статьи 4 Закона, согласно которым местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Вместе с тем следует учитывать, что Закон в соответствии с названной статьей ГК РФ допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 32, пунктам 1 и 2 статьи 40 Закона руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.

Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо.

Утверждённые постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливают, что регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Статья 50 ГК РФ содержит понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Так, к коммерческим  относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в частности в форме хозяйственных обществ.

Пункт 1 статьи 2 ГК РФ содержит положение о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией не обязано нести необоснованные расходы, связанные с арендой или приобретением нежилого помещения только для размещения единоличного исполнительного органа, а налоговый орган не вправе заявлять подобные требования, то есть понуждать юридическое лицо нести какие-либо расходы.

Суд с вышеуказанными доводами согласился. 

К статьям