+7 (383) 217-48-20

г. Новосибирск, ул.Ядринцевская, 68/1, офис 305






Субсидиарная ответственность за несвоевременную подачу заявления о признании должника банкротом

Летом 2017 года в Закон о банкротстве введена гл. III.2., которая регулирует ответственность должника и иных лиц, в деле о банкротстве должника.

Одним из оснований для привлечения к субсидиарной ответственности является неподача (несвоевременная подача) заявления должника.

Справедливости ради, необходимо отметить, что указанное основание, было предусмотрено в законодательстве и ранее.

Давайте рассмотрим основные аспекты, которые предусмотрены в действующей редакции закона, а также в разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 21.12.2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве».

1. Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по данному основанию.

Руководитель, ликвидатор (член ликвидационной комиссии), учредитель.

2. Основание ответственности.

Неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в сроки, которые предусмотрены Законом о банкротстве.

Законом предусмотрено несколько случаев, при которых лицо, обязано совершить определенные действия с указанием сроков их совершения.

К примеру, руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.

В таком случае заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

3. Лица, которые вправе подать заявление по данному основанию.

Арбитражный управляющий, а также конкурсные кредиторы, работники должника, налоговый орган, обязательства перед которыми возникли после истечения срока, в течение которого должно быть подано заявлении о признании должника банкротом и до возбуждения дела о банкротстве должника.

4. Размер ответственности.

Сумма обязательств возникших после истечения срока, в течение которого не совершены действия, являющиеся основанием для ответственности и до возбуждения дела о банкротстве должника.

5. Что необходимо учитывать, чтобы уменьшить размер субсидиарной ответственности.

Во-первых, не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

Во-вторых, в размер ответственности не включаются обязательства (за исключением обязательств об уплате налогов), до возникновения которых конкурсный кредитор знал или должен был знать о том, что имели место основания для возникновения обязанности по подаче заявления должника о признании его банкротом.

В-третьих, бывший руководитель должника должен публично сообщить неограниченному кругу лиц о сроке возникновения обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве и неисполнении им соответствующей обязанности. В этом случае он не отвечает по обязательствам должника, возникшим со дня, следующего за днем такого публичного сообщения.

Необходимо отметить, что как закон, так и указанный выше пленум предусматривают множество особенностей рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по данному основанию.

Ввиду изложенного, всем заинтересованным лицам, необходимо учитывать эти положения как в процессе рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, так и на этапе когда юридическое лицо еще не находится в процедуре банкротства.

Бондаренко Евгений, 

ведущий юрист ООО ЮК «Город»

К статьям